Отношения с бизнес-партнерами: Доверяй, но проверяй!
Мы живем в глобальном мире, и многие вещи, которые раньше можно было увидеть только в кино, стали обыденностью. Это в полной мере относится к корпоративной разведке.
Вести бизнес, не уделяя внимания корпоративной разведке, довольно опрометчиво.
Помимо получения важных для деятельности компании данных, корпоративная разведка занимается анализом рисков внутреннего и внешнего рынков, обеспечением безопасности деловых взаимоотношений, защитой активов, в том числе зарубежных, а также выявлением компаний, против которых действуют те или иные санкции, фирм с плохой репутацией и попросту экстремистских, чтобы избежать отношений с ними.
Для большинства компаний крайне нежелательно связывать себя партнерскими отношениями с организациями, находящимися под санкциями США и других стран. Такие отношения связаны с серьезным риском: можно самому попасть под санкции, столкнуться с высокими штрафами и разного рода ограничениями деятельности на внешних рынках. Надо тщательно проверять статус не только организаций, с которыми вы намерены вести бизнес, но и отдельных лиц, поскольку санкции налагаются не только на компании, но и на их представителей, а также на государственных служащих и просто частных лиц. Опаснее всего сотрудничать с фирмами, включенными в санкционные списки США.
Узнать, не действуют против вашего бизнес-партнера санкции США, можно на сайте Госказначества США (https://sanctionssearch.ofac.treas.gov/).
Как известно, многие, особенно крупные организации, пренебрегают запретами и идут на сотрудничество с подсанкционными предприятиями и компаниями, но мелкому и среднему бизнесу лучше не рисковать. Как говорится, береженого Бог бережет.
Где еще можно быстро и дешево получить информацию о своих партнерах?
В Украине, как и во многих других странах, имеются открытые реестры данных о юридических лицах. Это бесплатный ресурс http://dlsgroup.com.ua, откуда вы можете почерпнуть базовую информацию о действующих в Украине организациях. (В некоторых странах мира подобные ресурсы действуют на платной основе.) Для работы на внутреннем рынке этого в принципе достаточно.
Однако в мире много привлекательных, хотя и сложных для бизнеса регионов – Африка, Азия, Латинская Америка, некоторые страны Восточной Европы. Если ваши бизнес-интересы связаны с этими регионами, не следует при проверке данных ограничиваться только открытыми источниками. Вот что рекомендует один из экспертов, руководитель украинского консалтингового агентства: «Сведения необходимо проверять в нескольких разных источниках. Желательно привлекать для проверки информации специализированные агентства. В некоторых странах информация в СМИ может подаваться чрезвычайно однобоко и не отражать действительности...» Если фирма готовится заключить серьезный контракт, лучше всего выехать в страну и всё проверить на месте, что называется, пощупать собственными руками – убедиться в том, что партнер действительно существует, у него есть офис, производство, склады, другие активы. Заодно можно и узнать о репутации потенциального контрагента, расспросив информированных участников рынка и пр.
В первую очередь за сведениями о бизнес-партнерах можно обратиться в государственные и частные реестры, международные и национальные СМИ. Поищите любые сведения в Интернете.
Желательно привлечь специалиста со знанием языка интересующей вас страны, чтобы он собрал как можно больше информации о регионе, компании, ее партнерах, об общем положении дел в бизнесе, о политической обстановке. Постарайтесь понять, какое место занимает ваш предполагаемый партнер в сообществе, какие организации и идеи поддерживает, кто поддерживает его, нет ли среди его бенефициаров лиц и организаций, включенных в санкционные списки или связанных с экстремистскими группировками, не было ли в истории компании разного рода скандалов, проблем с законом и т.п. В конце концов, репутация вашей компании будет зависеть от репутации вашего партнера, поэтому отнеситесь к проверке максимально серьезно.
Не стоит жалеть денег на тщательную проверку – если вы плохо знаете рынок, на который собираетесь выходить, обратитесь к профессионалам. Пусть они не только выполнят тщательную проверку, но и дадут рекомендации, каких подводных камней следует избегать.