Закон Украины "О национальной безопасности" вступил в силу
Закон «О Национальной безопасности Украины», вступивший в силу 8 июля 2018 г., определяется система управления в национальной безопасности и обороне, структура и состав органов безопасности и обороны, механизмы их управления, координации и взаимодействия.
Также документом закрепляется четкое распределение полномочий и компетенций органов сектора безопасности и обороны.
Согласно Закону, безопасность и оборону государства Украина обеспечивают четыре связанных друг с другом структуры:
- силы безопасности;
- силы обороны;
- оборонно-промышленный комплекс;
- гражданские и общественные объединения, участвующие в обеспечении национальной безопасности на добровольной основе.
В Руководство национальной безопасностью и обороной осуществляет Президент Украины, являющийся одновременно Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Украины. Верховный Главнокомандующий (Президент Украины) является высшим должностным лицом в Вооруженных Силах и обладает достаточно широкими полномочиями: он издает приказы и директивы по вопросам обороны, является главой СНБО, руководит разведывательными органами Украины, вносит в Верховную Раду представление об объявлении состояния войны, принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации и о введении военного или чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях.
Согласно Закону «О национальной безопасности Украины», Министр обороны и его заместители назначаются из числа гражданских лиц. Положения, трактующие назначение министра обороны и его заместителей, вступают в силу с 1 января 2019 г., положения о назначении главнокомандующего вооруженными силами, генеральным штабом ВС, видов и отдельных родов войск (сил) – с 1 января 2021 г.
Служба безопасности Украины (СБУ) подчиняется непосредственно Президенту, а ее деятельность контролируется Верховной Радой Украины. Задача СБУ – противодействие разведывательно-подрывной и террористической деятельности; защита и охрана государственной тайны; контрразведывательные меры по защите государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности страны, ее оборонного и научно-технического потенциала, экономической и информационной безопасности, объектов инфраструктуры. Кроме того, на СБУ возлагается обеспечение кибербезопасности Украины.
Новый Закон ограничивает полномочия Министерства обороны в отношении Нацгвардии. Предусмотрено, что с введением военного положения Национальная гвардия входит в состав сил обороны и подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил и выполняет задания согласно законам «О Национальной гвардии Украины» и «О правовом режиме военного положения».
Закон также предполагает полное раскрытие финансовой информации относительно функционирования сектора безопасности и обороны с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов с учетом требований Закона «О государственной тайне». Финансирование составляющих сектора безопасности и обороны осуществляется за счет и в пределах бюджета. Объем расходов на финансирование сектора безопасности и обороны должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% – на финансирование сил обороны.
Кроме того, Верховная Рада должна будет создать Комитеты, в полномочия которых войдут, в частности, обеспечение контроля за деятельностью органов сектора безопасности и обороны.