Налог на выведенный капитал вступит в силу с 1 января 2019 года
В Парламенте зарегистрирован новый вариант законопроекта № 8557 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, точнее, о введении нового вида налогообложения. Речь идет о налоге на выведенный капитал. На этот раз законодателям предстоит рассмотреть документ, правки в который внес президент Украины.
Законопроект предлагает кардинально пересмотреть существующую систему налогообложения и не облагать налогом полученную предприятием прибыль до тех пор, пока она не выплачивается собственникам в форме дивидендов и приравненных к ним платежей.
Налог на прибыль (а с ним и большинство остальных) упраздняется: вместо него вводится налог на выведенный капитал, т.е. на все средства, изымаемые из бизнеса. Облагаться налогом будут только операции по выводу капитала и к ним приравненные. Рассматриваются три ставки налога – 15, 20 и 5%
Ставка 15% применяется к операциям по выводу капитала. К этой категории относятся операции, изымающей капитал из бизнеса:
- выплата дивидендов неплательщикам налогов;
- выплата части прибыли государственным или коммунальным предприятием;
- возврат вклада владельцу корпоративных прав, если он является неплательщиком налога, а возвращаемая сумма превышает взнос, внесенный учредителем/владельцем в уставный капитал юридического лица, и др.
Выплата дивидендов юридическому лицу, если оно является плательщиком налогов, не облагается налогом.
При выплате дивидендов физическим лицам предлагается освободить компанию от всех налогов, кроме налога на выведенный капитал, – например, от НДФЛ и налога на доходы нерезидентов.
Ставка 20% применяется к операциям, приравненным к операциям по выводу капитала (за исключением операций, облагаемых по ставке 5%). Это, в частности:
- выплата процентов и комиссий в пользу связанных с компанией юридических лиц – нерезидентов;
- финансовая помощь неплательщику налога на выведенный капитал;
- выплата роялти;
- страховые платежи в пользу нерезидентов;
- бесплатное предоставление имущества неплательщику налога и пр.;
- инвестиций в объекты за пределами Украины, как в денежной, так и неденежной форме, и пр.
Ставка 5% действует в случаях погашения долга кредиторам-нерезидентам, связанным с украинскими компаниями. Исключение составляют выплаты по долгам украинской компанией кредитору-нерезиденту, если совокупный объем долговых обязательств перед всеми нерезидентами превышает сумму собственного капитала плательщика более чем в 3,5 раза (для компаний, специализирующихся исключительно на лизинге, – более чем в 10 раз) или если нерезидент зарегистрирован в государстве, являющемся низконалоговой юрисдикцией, – тогда также действует ставка налога 20%.
Налог на выведенный капитал будут платить как резиденты (украинские юридические лица, ведущие хозяйственную деятельность в стране и за границей), так и нерезиденты (юридические лица – резиденты других стран, осуществляющие в Украине виды деятельности, регламентируемые Налоговым кодексом Украины, а также представительства таких юридических лиц). Предполагается, что введение налога на выведенный капитал будет способствовать привлечению зарубежных инвесторов.
Согласно законопроекту, Государственная фискальная служба должна создать и разместить на своем сайте Реестр плательщиков налога на выведенный капитал. Первыми в Реестр войдут плательщики налога на прибыль предприятий, зарегистрированные в контролирующих органах по состоянию на 1 декабря 2018 года (кроме банков, принявших решение платить налог на прибыль предприятий). Этот список появится еще до 31 декабря 2018 года.
Эффективно работать новая налоговая политика сможет только при условии полной прозрачности налоговой информации, для чего предусмотрено введение автоматизированного анализа фискальных данных. Для этого НБУ присвоит особые коды операциям, рассматриваемым как действия по выводу капитала; плательщики налога должны будут указывать эти коды в расчетных документах. Соответствующая информация будет автоматически агрегироваться и группироваться по кодам операций, причем данные будут исключительно о средствах, перечисленных плательщиком налога неплательщику; личные данные неплательщиков раскрываться не будут. Систематизированная информация будет предоставляться контролирующим органам для автоматического сравнения с налоговой отчетностью; вся эта информация будет также доступна налогоплательщику в электронном кабинете.
Если до 1 января 2019 года у налогоплательщиков образуются переплаты по налогу на прибыль предприятий, эти переплаты можно будет использовать для уменьшения денежных обязательств по налогу на выведенный капитал либо они будут возвращены плательщикам в обычном порядке.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, налог на прибыль предприятий будет заменен налогом на выведенный капитал с 1 января 2019 года. На три года (до 31 декабря 2021 года) устанавливается переходный период, во время которого банкам позволено сохранить налог на прибыль предприятий.
Согласно законопроекту, суммарный объем дивидендов, выплаченных в 2018 году (для банков, с 1 января 2019 года оставшихся на налоге на прибыль предприятий, – в 2021 году), не будет облагаться налогом на выведенный капитал в той части налогооблагаемой прибыли, на которую уже выплачен налог на прибыль предприятий. Предполагается, что в первые два-три года будет наблюдаться снижение объема налоговых поступлений, которое в последующие годы компенсируется их стабильным ростом.