В интересах банков: соблюдение требований финмониторинга
Банки обязаны тщательно изучать документы, представляемые клиентом, на предмет их подлинности.
На основании положений Законов «О противодействии отмыванию доходов» и «О банках и банковской деятельности» Нацбанк разработал Рекомендации по вопросам финмониторинга, в которых, в частности, предлагается банкам запрашивать согласие клиента на получение от него важной для финучреждения информации.
(Право банка на такие действия должно быть предусмотрено в соглашениях с клиентами)
Работникам банков надо в первую очередь обращать внимание на следующие несоответствия:
- штамп и печать не совпадает с наименованием юридического лица;
- наименование юридического лица не совпадает с идентификационным кодом
- информация о руководителе в документе не совпадает с данными Единого госреестра;
- в документах имеются подчистки, дописки, дорисовывание, пятна;
- документ не соответствует установленной форме, утвержденной соответствующим нормативно-правовым актом.
Разумеется, этим перечень признаков фальсификации документов не исчерпывается.
В первую очередь и особенно внимательно необходимо проверять документы, удостоверяющие личность, поскольку попытки мошенничества с поддельными паспортами граждан Украины встречаются регулярно. Мошенники предъявляют либо кустарно изготовленные паспорта, либо подлинные, но с внесенными исправлениями. Сотрудникам банков в ходе проверки документа необходимо удостовериться, что госорган, выдавший паспорт, действительно существует, что проставленный оттиск печати принадлежит именно ему, и т. д. Чтобы предотвратить использование мошенниками украденных или утерянных документов, работники финансовых учреждений должны сверяться со специальными базами данных МВД и ГМС (Государственной миграционной службы), в которые вносятся все недействительные, украденные и потерянные документы, удостоверяющих личность. Если сотрудник банка подозревает, что клиент предъявляет поддельный документ, банк имеет право сообщить об этом в полицию.
Нацбанк напоминает, что несоблюдение и/или нарушение банками требований безопасности и финмониторинга создает комфортные условия для мошенников и увеличивает для банков риск убытков.
Помимо Рекомендаций по вопросам финмониторинга, Нацбанк предлагает Рекомендации по вопросам безопасности использования систем дистанционного банковского обслуживания и Рекомендации по вопросам предупреждения мошенничества с платежными картами.