Налоговые органы получат право проверять подпольных миллионеров за последние 10 лет
Министерство финансов Украины последовательно борется с уклонением от уплаты налогов лицами с высокими доходами.
В связи с этим с 2019 года Минфин может обязать налогоплательщиков этой категории ежегодно декларировать свои доходы, если будут приняты соответствующие нормативные документы.
Речь идет о проектах законов Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно критериев определения лиц с высокими доходами» и «О внесении изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» относительно критериев определения лиц с высокими доходами». Оба законопроекта рассматривались на заседание Правительственного комитета по вопросам экономической, финансовой и правовой политики, развития топливно-энергетического комплекса, инфраструктуры, оборонной и правоохранительной деятельности, которое состоялось 19 июля 2018 года.
Согласно законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно критериев определения лиц с высокими доходами» таковыми лицами считаются:
- конечный бенефициар (контролер) крупного налогоплательщика; либо
- владеющий прямо или косвенно 10 и более процентами в уставном капитале или правами голоса приобретенных акций (долей) юридического лица, являющегося налоговым резидентом другого государства с доходом за предыдущий фискальный год 10 и более миллионов евро; либо
- получатель общего годового налогооблагаемого дохода за предыдущий фискальный год свыше 50 миллионов гривен.
Первая редакция этого законопроекта была обнародована в конце 2017 года, а в апреле 2018 года появился его доработанный вариант. Поначалу законопроект был раскритикован Государственной регуляторной службой Украины, которая в своем регуляторном акте от 14.02.2018 г. отказалась согласовывать его на том основании, что законопроект существенно и немотивированно расширял полномочия Государственной фискальной службы Украины. Действительно, органы ГФС получали право запрашивать банковскую информацию всех подряд налогоплательщиков, что не соответствует заявленной цели выявления физических лиц с высокими доходами; к тому же подобные действия ставили под угрозу один из краеугольных аспектов банковского права – банковскую тайну.
В процессе доработки из законопроекта было исключено требование о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, в соответствии с которыми ГФС получала право требовать от банков информацию обо всех без исключения клиентах, а не только о предположительно состоятельных.
При этом в законопроекте сохранилось предложение о внесении изменения в пункт 4 части первой статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», согласно которому налоговые органы имеют право на основании письменного требования получать следующую информацию о конкретном физическом лице с высокими доходами:
- остаток средств на счетах на точно указанную дату;
- операции списания/зачисления по счетам за указанный период времени.
Это предложение полностью соответствует общемировой практике расширения прав контролирующих органов в сфере доступа к финансовым операциям граждан всех стран мира.
Сегодня в Украине налоговые органы могут получить лишь информацию о том, есть ли у того или иного лица банковский счет; что же касается данных об обороте средств на выявленных счетах, то такие сведения банк предоставляет лишь по решению суда.
Пока что в законопроекте много белых пятен. Например, не прописан ни алгоритм включения налогоплательщика в категорию лиц с высокими доходами, ни порядок исключения его из этой категории, хотя зафиксировано, что соответствующая информация должна вноситься в Государственный реестр физических лиц-налогоплательщиков. Учитывая, что опыт электронного декларирования доходов чиновниками поставил целый ряд непростых вопросов (в частности, не всегда легко было определить, относится ли то или иное лицо к категории лиц, обязанных подавать электронную декларацию), можно ожидать, что как минимум на начальном этапе выявление лиц с высокими доходами будет проблематичным.
Очевидно, понимая это, авторы законопроектов попытались компенсировать сложность установления подпольных миллионеров строгостью закона по отношению к уже установленным. Речь идет о непривычно большом сроке допустимой проверки и о суровости наказания. Если в отношении обычного налогоплательщика установлен стандартный срок проверки, равный 3 годам (при трансфертном ценообразовании – 7), то для лиц с высокими доходами законопроект предлагает принципиально новую норму: в Налоговом кодексе Украины должно быть закреплено право контролирующих органов проводить проверку и определять сумму задолженности за период, равный 3650 дням со дня последней даты подачи декларации – т.е. в течение 10 лет. Кроме того, за несвоевременное предоставление годовой налоговой декларации законодатели предлагают установить штраф в размере 10% от суммы начисленного НДФЛ.