Проверки бизнеса в 2019, что необходимо знать о ГФС проверках
Государство осуществляет контроль над деятельностью частного бизнеса путем проведения плановых мероприятий государственного надзора – другими словами, проверок.
Механизм проведения плановых проверок регулируется Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее мы будем называть его просто Закон)
Согласно статье 5 Закона «Плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля)», проверки проводятся на основе годовых планов (по этой причине они и носят название плановых).
Каждый год органы государственного надзора (контроля) (далее – органы госнадзора) составляют список субъектов хозяйственной деятельности, которые должны быть проверены в плановом периоде (проще говоря, в следующем году). Эти предприятия и организации вводятся в интегрированную автоматизированную систему госнадзора, что позволяет всем заинтересованным сторонам узнавать о том, кто из предпринимателей должен быть проверен в следующем году. Информация о проверяемых субъектах хозяйствования должна быть внесена не позже 15 октября года, предшествующего плановому.
Органы госнадзора утверждают годовые планы проверок на соответствующий год и публикуют их на своих официальных сайтах, а также вносят сведения в интегрированную автоматизированную систему госнадзора до 1 декабря года, предшествующего плановому. Другими словами, после 1 декабря 2018 года предприниматели могут обратиться в автоматизированную систему госнадзора и узнать, кого из них ждет комплексная плановая проверка в 2019 году.
Статья 5 Закона предписывает органам госнадзора заранее (не позднее чем за 10 дней) оповещать хозяйствующие субъекты о предстоящей плановой проверке в письменном виде. В случае ФОП уведомление направляется лично ему или уполномоченному им лицу. В случае юридического лица информация о предстоящей проверке направляется руководителю (или уполномоченному лицу) субъекта хозяйствования или его подразделения. Допускается уведомление посредством:
- заказного письма;
- электронной почты;
- вручения лично под расписку.
В уведомлении должны содержаться следующие сведения:
- дата начала и окончания плановой проверки;
- название юридического лица либо ФИО физического лица-предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- наименование органа государственного надзора (контроля), которое проводит плановую проверку.
Приступая к проверке, представители госнадзора должны предъявить удостоверение (направление на осуществление мероприятия) и служебные удостоверения, удостоверяющее их личность. В случае юрлица удостоверение предъявляется руководителю субъекта хозяйствования юридического лица, его подразделения или уполномоченному им лицу. Если речь идет о ФОП, то удостоверение должно быть предъявлено предпринимателю или его уполномоченному. Субъекту хозяйствования должна быть вручена копия направления на проведение проверки.
При отсутствии направления на проведение плановой проверки и/или служебного удостоверения должностное лицо не имеет права проверять субъект хозяйствования. Соответственно руководитель юрлица или ФОП имеет право отказать должностным лицам без документов, предусмотренных статьей 5 Закона, в проведении проверки.
Плановая проверка хозяйствующего субъекта может проводиться исключительно в рамках вопросов, указанных в направлении.
Результаты мероприятия хозяйствующий субъект узнает из акта, составленного по результатам проведенной плановой (либо внеплановой) проверки. Акт представляет собой унифицированную форму, что предусматривается статьей 4 Закона. Составление акта в произвольной форме не допускается. В акте представители органа госнадзора отмечают выполнение либо невыполнение субъектом хозяйствования требований законодательства. В последнем случае проверяющие подробно описывают выявленное нарушение (нарушения) с указанием соответствующих требований законодательства. Замечания представителей госнадзора – неотъемлемая часть акта.
В последний день проверки представители органа госнадзора и субъект проверки подписывают акт о результатах мероприятия – в двух экземплярах (если иное не предусмотрено законом).
Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями, если он отказывается подписать акт, представитель госнадзора делает в заключительном акте соответствующую запись.
После подписания акта обеими сторонами один его экземпляр остается у проверяемого субъекта (либо его уполномоченного) а второй передается на хранение в орган государственного надзора (контроля).