Парламент вносит изменения в налоговое законодательство (часть 1).
На внеочередном заседании ВРУ 1 июля был принят за основу правительственный законопроект № 5600 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений”.
Суть проекта — внесение изменений в Налоговый кодекс в части налогов на прибыль предприятий и доходы физических лиц, НДС, акцизного и экологического налогов, рентной платы, платы за землю, условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, а также администрирования налогов. Параллельно предлагается внести изменения и в некоторые законодательные акты Украины. Рассмотрим эти предложения.
Налогообложение доходов физических лиц
- При продаже третьего и последующих объектов недвижимости в течение отчетного налогового года вводится НДФЛ по ставке 18%.
- Налогоплательщики освобождаются от НДФЛ и военного сбора по выплатам, полученным в виде частичной или полной компенсации процентных ставок в рамках бюджетной программы “Обеспечение функционирования Фонда развития предпринимательства” и государственной программы внедрения финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан жильем на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины. Освобождаются от НДФЛ и военного сбора средства, полученные плательщиком на безвозвратной основе от Фонда развития инноваций.
- С 2 га до 0,5 га уменьшается размер земельного участка, продавая урожай с которого надо платить налог 18% с дохода.
Налоги на прибыль предприятий
- Для крупных налогоплательщиков вводится ограничение на перенос отрицательного значения объекта налогообложения прошлых отчетных (налоговых) лет в сумме 50% непогашенного отрицательного значения объекта налогообложения.
- Для государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежит государству, вводится запрет на уменьшение финансового результата до налогообложения (в соответствии с положениями подпункта 139.2.2. пункта 139.2 статьи 139 НКУ), если выбор методики вычисления объема сомнительных долгов (резерва ожидаемых кредитных убытков) и способа определения коэффициента сомнительности не согласован с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с законодательством.
- Корректировать финансовый результат до налогообложения на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи налогоплательщикам, являющимся связанными лицами, если получатель финансовой помощи (безвозмездно предоставленных товаров, работ, услуг) задекларировал отрицательное значение объекта налогообложения за период, в котором получил эту финансовую помощь (безвозмездно предоставленные товары, работы, услуги);
Налог на добавленную стоимость
- Вводятся ограничения бюджетного возмещения НДС для плательщиков-посредников, если они покупают и/или импортируют товары, в дальнейшем распространяемые на таможенной территории Украины.
- Производится расширение базы налогообложения за счет обложения налогами операций на рынке жилья, за исключением объектов жилищного фонда, строящегося за бюджетные средства. (Таким образом создаются равные условия ведения бизнеса для всех участников рынка жилья, поскольку в рыночной экономике цены на жилье формируются на основе баланса спроса и предложения.)
- Вводится НДС на операции Нацбанка Украины по реализации драгоценных металлов физическим и юридическим лицам (исключение составляют операции по инвестиционному золоту).
- Исключается возможность для налогоплательщиков включать в налоговый кредит налоговые накладные, составленных по истечении шести месяцев с момента операции. В случае блокировки налоговой накладной/расчета корректировки (НН/РК) этот срок продляется на время блокировки.
- Вводится штраф в размере 40% от суммы НДС за нарушение сроков регистрации НН/РК, если срок регистрации превышен и составляет от 61 до 180 календарных дней. Если срок регистрации превышен на 181 и больше календарных дней, штраф возрастает до 50% от суммы НДС.
Администрирование налогов и сборов
- Контролирующие органы получают право взимать налоговый долг, образовавшийся в результате неуплаты налогоплательщиком самостоятельно определенного денежного обязательства, указанного в налоговой декларации или уточняющем расчете. Налоговый долг взимается из наличных средств и/или со счетов в банках должника без обращения в суд по решению контролирующего органа.
- На время административного или судебного обжалования вводится обеспечение налоговым залогом денежных обязательств, доначисленных по результатам контрольно-проверочной работы.
- Для руководителя юридического лица — должника вводится (по решению суда) временное ограничение в праве выезда за границу, действующее до полного погашения налогового долга.
- Налоговым органам предоставляется право получать информацию (объяснение) от налогоплательщика не только об обнаруженном правонарушении, но и по другим вопросам, связанным с налогообложением, например о возможных нарушениях в хозяйственной деятельности, о проведенных операциях и т.д.