Что надо знать о переходе с ЭЦП на КЭС
В ходе цифровизации экономики с целью повышения защищенности и надежности документооборота с 7 ноября 2020 года электронно-цифровая подпись (ЭЦП) отменяется.
вместо нее следует использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП). (КЭП, как и ЭЦП, — это форма подписи на цифровых документах, только более надежная.) Теперь нотариусы, представители органов власти и заказчики публичных закупок должны использовать только КЭП, хранящуюся в облачных хранилищах или на защищенных цифровых носителях.
Напомним, что закон о замене ЭЦП на КЭП вступил в силу еще в ноябре 2018 года, но до 7 ноября 2020 года действовал период адаптации, в течение которого пользователи ЭЦП должны были перейти на новый формат цифровой подписи.
В чем разница между ЭЦП и КЭП
В уровне защищенности и надежности.
КЭП, как и ЭЦП, — это комбинация символов, обеспечивающих идентификацию владельца и защищающая информацию. Отличие КЭП в том, что она хранится в более надежном месте, т.е. в облаке или на токене (флеш-накопитель с уникальным номером, подтвержденным Госспецсвязью), в то время как файл ЭЦП мог храниться где угодно.
Как узнать, есть ли у вас КЭП
После принятия закона о переходе на КЭП, т.е. после 7 ноября 2018 года, пользователям выдаются только КЭП. Те, кто получали электронные ключи до 7 ноября 2018 года, пользуются ЭЦП. Соответственно все цифровые подписи, выдаваемые «ПриватБанком» с 2020 года, будут соответствовать новым стандартам.
Хранение и защита КЭП
Главное отличие КЭП, как мы уже говорили, это его более защищенное место хранения. КЭП хранится в облаке или на токене, и он лучше защищен, потому что:
- считывается не только сам файл, но и параметры носителя;
- присутствует ограничение на введение пароля;
- устройство защищено от манипуляций с данными: КЭП нельзя изменить или скопировать на другие устройства.
Начиная с 7 ноября 2020 все госслужащие обязаны пользоваться токенами или хранить данные в облаке. На частных лиц это требование не распространяется — они при желании могут приобрести токены, но не обязаны это делать. Однако с 2022 года согласно законодательству и они будут обязаны хранить КЭП на защищенных носителях. Двухлетний период предусмотрен для комфортного перехода на новую систему.
Облачные хранилища
В качестве альтернативы токену «ПриватБанк» предлагает технологию Smart-ID, не уступающую токену в надежности и полностью соответствующую всем требованиям законодательства. Клиенты «ПриватБанка», связанные с бизнесом, могут бесплатно получить защищённую квалифицированную цифровую подпись с технологией Smart-ID.
Как создать Smart-ID в «ПриватБанке»
- Зайдите в «Приват24 для бизнеса»
- Нажмите кнопку Настройка.
- Выберите компанию, для которой хотите сгенерировать ключ.
- Создайте пароль, используя цифры и латинские буквы (минимум 8 символов).
Электронный ключ можно также создать в онлайн-версии приложения «Приват24Бизнес».