Интернет провайдеры должны будут раскрывать информацию по требованию властей
Новый законопроект, уже зарегистрированный в Верховной Раде, если будет утвержден, положит конец анонимности пользователей в Интернете.
Авторы законопроекта намерены изменить криминальное законодательство, включив в перечень процессуальных источников доказательств электронные доказательства, к которым относятся следующие:
- электронные документы (текстовые файлы, графические изображения, фотографии, видео- и звукозаписи и пр.);
- виртуальные активы;
- веб-сайты и веб-страницы;
- текстовые, голосовые и мультимедийные сообщения;
- базы данных;
- метаданные;
- любая другая информацию в электронном (цифровом) формате.
В пояснительной записке к авторы законопроекта отмечают: "Верховный Суд провел исследование практики судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам, находившимся на рассмотрении в 2018-2019 годах, и установил распространенность представления сторонами электронных доказательств по уголовным производствам, обусловленных особенностями отдельных видов преступлений, способ совершения которых предусматривает непосредственное использование приборов и устройств, оперирующих информацией в электронном (цифровом) виде".
Чтобы обеспечить предоставление электронных доказательств, провайдеры, согласно новому законопроекту, будут обязаны раскрывать данные о деятельности пользователей в интернете, для чего им придется устанавливать за собственный счет специальное оборудование, которое будет использоваться для проведения негласных следственных действий.
Благодаря этому правоохранительные органы смогут получать доступ к сведениям об абоненте, маршрутах передачи данных, видах деятельности в сети, их продолжительности и содержании, о его контактах и пр.
Провайдеры также должны будут способствовать проведению следственных оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), хранить в тайне факт их проведения и свое в них участие.
Однако авторы не ограничиваются одним только участием провайдеров в СОРМ. В законопроекте предлагается разрешить конфискацию виртуальных активов, являющихся предметом уголовного преступления или иного общественно опасного деяния. Если их собственник не установлен, конфискованные активы будут переходить в собственность государства.
Сегодня виртуальные активы не подлежат конфискации, хотя именно на нерегулируемых виртуальных рынках происходит легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Авторы законопроекта уверены, что предлагаемые ими нововведения позволят пресечь преступную деятельность в Интернете и снизить негативное влияние киберпреступности на общество.
Когда новосозданный плательщик единого налога 3 группы может стать плательщиком НДС?