Электронная трудовая книжка понравится всем
На сайте Пенсионного фонда содержится информация о трудовой деятельности каждого гражданина Украины: там собраны данные всех трудовых книжек начиная с 2000 года.
Любой работник может проверить данные о трудовой деятельности в личном кабинете на сайте. Чтобы войти в кабинет, нужен личный ключ электронно-цифровой подписи (ЭЦП), получить которую можно в Аккредитованном центре сертификации ключей в налоговой службе.
В настоящее время в Украине начался переход от бумажных трудовых книжек к электронным, который должен завершиться через пять лет. Электронный трудовой документ обладает целым рядом преимуществ по сравнению с традиционным аналогом.
Начнем с того, что информация электронной трудовой книжки подтверждена данным других ресурсов, в частности, налоговых органов и страхового ведомства. Это исключает как ошибки в заполнении, так и внесение фиктивных сведений (когда работник официально числится на работе, однако предприятие не платит за него налоги и не подает соответствующих отчетов).
Второе преимущество — работник может не бояться, что в случае утраты трудовой книжки ему придется восстанавливать данные, обращаясь на каждое из предыдущих мест работы. Все данные хранятся в специальном реестре и продублированы на других ресурсах. Работнику не надо предоставлять трудовую книжку при устройстве на работу, а при увольнении работодатель не сможет манипулировать им, отказываясь отдать трудовой документ.
Это важное преимущество, поскольку достаточно велико количество судебных разбирательств по причине того, что работнику не выдали трудовую книжку в момент увольнения. Понятно, что с электронными трудовыми книжками эта проблема исчезает сама собой. Работнику не придется ждать, когда работодатель отдаст трудовую книжку, а работодатель не сможет оказывать давление на увольняющегося работника, угрожая уничтожить трудовую книжку или ставя условия для ее выдачи.
Третье достоинство электронного формата — экономия времени и сил на работу с бумажным документом. Учреждением и организациям можно сэкономить на содержании отдела кадров (как минимум сократив его до одной штатной единицы), который сегодня занимается администрированием трудовых книжек — занесением сведений в трудовые книжки и составлением выписок из них, ведением журналов учета движения книжек, проверкой ведения и т.д.
В настоящее время планируется перевести в электронный формат данные трудовых книжек начиная с 1998 года. Информация за предшествующий период будет представлена в виде отсканированных копий, заверенных электронной подписью. Процесс оцифровки сканирования должен быть доработан и упрощен. В течение пятилетнего периода, в течение которого будет завершен перевод бумажных трудовых книжек в электронный формат, они будут продолжать использоваться, особенно работниками. Работодатели же постепенно будут переходить только на электронный формат. Идея отмены трудовых книжек в их теперешнем виде давно назрела. С одной стороны, это соответствует общей тенденции дерегуляции трудовой деятельности, с другой — для перехода в электронный формат наработана технологическая база. Так что трудовая книжка в ее сегодняшнем виде себя исчерпала и должна уйти в прошлое.
Хотя электронная трудовая книжка удобна и для работника, и для работодателя, у нее есть свои недостатки.
Когда новосозданный плательщик единого налога 3 группы может стать плательщиком НДС?