Электронная трудовая книжка идет на смену бумажной
Кабинет министров Украины 3 июня одобрил законопроект о введении электронных трудовых книжек и направил его на рассмотрение в Верховную раду.
Если парламент утвердит документ, в Украине начнется переход на электронные трудовые книжки. Законодатели считают, что за пять лет привычные многим трудовые книжки будут заменены на виртуальный трудовой документ.
Разговоры о переводе трудовой книжки в электронный формат ведутся давно, этот вопрос поднимало еще предыдущее правительство. Пока предполагается, что традиционные бумажные трудовые книжки сохранятся – они останутся на руках у работников, однако организации будут вести учет трудовой деятельности только в электронном формате.
Другими словами, в трудовую книжку не будут физически вноситься записи о месте работы и должности. Правда, по просьбе работника отдел кадров должен будет сделать соответствующие записи в трудовой книжке. Такой порядок будет действовать во время переходного периода, по окончании которого планируется полностью отказаться от бумажных трудовых книжек.
Переход на электронный учет трудовой деятельности позволит ввести автоматическое назначение пенсий по возрасту. В настоящее время рассматривается правовое обоснование такого назначения – начисление будет происходить в личном электронном кабинете работника на портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
Для этого у каждого работника должен быть личный кабинет, а вся информация о работающих должна быть включена в соответствующий реестр, создать и отладить который Минсоцполитики обещает за те пять лет, которые отведены на переход от бумажных трудовых книжек на электронные. Если в трудовой деятельности работника произойдут какие-то изменения или появится необходимость уточнить какие-то данные, он сможет самостоятельно откорректировать информацию через свой электронный кабинет.
Какая информация будет содержаться в электронном трудовом документе?
- Личная информация: номер удостоверения застрахованного лица, ФИО, дата рождения, пол, гражданство, оцифрованная подпись, фото, место проживания, номера телефона, адреса электронной почты. Предусмотрено поле для внесения сведений о смерти.
- Сведения о трудовой активности: данные о страховом стаже, заработной плате, сумме выплаченного ЕСВ (единого социального взноса).
- Данные об особом статусе гражданина.
- Сведения о выплатах по отдельным видам общеобязательного государственного соцстрахования.
- Общий страховой стаж работника. На каждого застрахованного работника будет заведена персональная электронная учетная карточка.
Все эти данные будут храниться 75 лет после смерти работника.
В электронную трудовую книжку будет внесена информация о трудовой деятельности работника начиная с 1998 года. Соответствующие данные за предыдущие годы будут представлены в виде сканированных копий, заверенных электронной подписью. При утрате бумажной трудовой книжки все сведения о трудовой деятельности работника будут сохранены и доступны в личном кабинете. Данные не придется восстанавливать, обращаясь в каждую организацию, где трудился владелец утраченной трудовой книжки, как это приходится делать сейчас.
В течение пятилетнего переходного периода бумажные трудовые книжки будут действовать наравне с электронными, а потом, вероятно, будут оформляться только по желанию работника.
Когда новосозданный плательщик единого налога 3 группы может стать плательщиком НДС?