Аренда локации для мероприятия — как избежать ошибок
Организаторы разного рода ивентов знают, как много ловушек подстерегает их при организации тех или иных мероприятий.
Сегодня мы поговорим о том, как избежать проблем при аренде ивент-площадок. Одна из обязательных составляющих аренды — подписание договора аренды. Традиционно заказчики подписывают эти договоры, что называется, не читая. Это совершенно недопустимо!
Если между договаривающими сторонами возникнут разногласия, каждое слово договора будет иметь значение. Поэтому Правило #1: внимательно читайте любой документ, который подписываете.
А что в договоре?
При аренде локации заказчик подписывает договор либо аренды, либо субаренды. Договор аренды подписывается непосредственно с владельцем арендуемой площадки. Договор субаренды подписывается в том случае, когда арендодатель сдает площадку, которую сам арендовал у владельца. В этом случае владелец должен дать ему письменное разрешение на сдачу арендуемого имущества (недвижимости) внаем.
Если вы имеете дело с субарендой, то не стесняйтесь затребовать документ, подтверждающий право на субаренду. (Если такого документа нет, сделка незаконна.) Еще один способ получить во временное пользование локацию — заключить договор о предоставлении услуг (в данном случае под услугой понимается временная передача в пользование физическому или юридическому лицу материально-технической базы для проведения мероприятия). Поэтому Правило #2: разберитесь, какой договор и с кем вы подписываете.
Предмет договора
Итак, вы знаете, какой договор (аренды/субаренды или предоставления услуг) и с кем (с владельцем или арендатором) вы подписываете. А что является предметом договора? При организации мероприятия это обычно площадка (локация). Но понятие «площадка» неконкретно. Площадкой может быть всё здание или его часть, один или несколько этажей, отдельный зал или несколько помещений.
Ваша задача — максимально четко определить границы площадки, которую вы арендуете. Это избавит вам от многих проблем и от ответственности за помещения, которыми вы не пользуетесь. Итак, Правило #3: четко определите объект договора. Договор, который предоставляется клиенту, всегда трактуется в пользу заказчика, но это не повод подписывать его не глядя. Изучите весь договор, даже то, что написано мелкими буквами. Если вас что-то не устраивает или вызывает сомнения — попросите изменить текст. Как говорится, береженого бог бережет. Так что Правило #4: подписывайте договор только в том случае, если точно понимаете его смысл и если в нем четко прописаны права арендатора и арендодателя.
Права и обязанности арендатора локации
Для начала поговорим о правах арендатора.
В период проведения ивента арендатор становится совладельцем локации и наделяется соответствующими полномочиями, за что, собственно, и платит арендодателю деньги (порой немалые). Следовательно, он получает дополнительные права. В частности, совершенно законно с его стороны будет потребовать, чтобы арендуемое помещение было ему передано чистым и убранным. Арендатор не должен делать уборку в помещении за свой счет (если это не указано в договоре). Однако после завершения мероприятия уборка помещения — уже его обязанность (опять же, если в договоре не указано что-то иное). Второй момент: вы арендуете не только локацию, но и то, что в ней находится.
Например, в стоимость аренды зала обычно включена стоимость базового технического оборудования (иногда — полная комплектация). Если в зале есть мебель, то вы по умолчанию арендуете ее всю. Поэтому перед подписанием договора имеет смысл проверить ее состояние. Если обнаружите какие-то дефекты или неисправности, внесите соответствующее дополнение в договор, чтобы после завершения аренды вас не обвинили в том, что это вы испортили или сломали. (Страхуйтесь от избыточной ответственности.) Если вы арендуете некое свободное пространство или лофт (не заведение), то на локацию вы можете доставить свою еду и даже алкоголь (по договоренности с арендодателем). Возможно, за какие-то услуги, поставляемые на локации, вам придется доплатить. Обычно в описании локации есть вся информация по этой теме.
В период пандемии следует обсудить еще один важный вопрос (и, возможно, даже включить его в текст договора): кто отвечает за эпидемиологическую безопасность на локации, арендодатель или арендатор? Правильным ответом будет — оба. Арендодатель должен позаботиться о том, чтобы локация была оборудована вытяжкой и системой кондиционирования, на ней должны быть в наличии антисептические средства и соблюдаться график проветривания.
Арендатор (заказчик) берет на себя обязанность контролировать, чтобы гости не нарушали масочный режим и на каждого гостя приходилось 5 кв. метров площади. Если помещение имеет сидячие места, рассадка гостей должна быть такой, чтобы расстояние между ними вправо и влево, взад и вперед было не меньше 1,5 метра. Если организуется банкет, то между столиками также должно быть расстояние 1,5 метра, а за столом размещаться не больше 4 человек. Если арендодатель предоставляет персонал, заказчик имеет право потребовать, чтобы персонал был в масках и с санитарными книжками. Если персонал обеспечивает арендатор, то контроль масочного режима персонала ложится на него. В частности, если он заказывает услуги кейтеринга, ему надо будет контролировать официантов— они должны быть в масках и также иметь санитарные книжки.
Теперь несколько слов об обязанностях арендатора (заказчика). Они довольно просты и интуитивно понятны.
- Заказчик обязан в указанный срок внести авансовый платеж и оплатить стоимость услуг.
- Заказчик обязан соблюдать общественный порядок и общепринятые правила поведения, а также правила санитарной и пожарной безопасности.
- Заказчик обязуется не допускать действий, создающих опасность для окружающих.
- Заказчик обязан предупредить гостей о том что он не несет ответственности за сохранность их личных вещей (владелец тоже не принимает на себя эту ответственность).
Заказчик обязан в полной мере компенсировать арендодателю ущерб, причиненный локации в период аренды.